Экологическое необходимо прививать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.
И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Дети дошкольного возраста – это самые маленькие жители Земли. Они объединяют вокруг себя очень многих взрослых (родителей, родственников, воспитателей), экологическая культура которых может развиваться и совершенствоваться в рамках практической реализации экологического образования детей, которое является новым направлением в дошкольной педагогике. В свою очередь, воспитание любви к природе родного края является составляющей общего экологического и, в некотором смысле, патриотического образования подрастающего поколения - нельзя жить в определенном месте, не испытывая к нему никаких нежных чувств — это противоречит человеческой природе.
Воспитатель детского сада - главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Начиная работу с дошкольниками, перед воспитателями стоит вопрос: Какие же элементарные экологические знания в доступной, увлекательной форме можно дать ребенку дошкольного возраста? Какие навыки, умения он может усвоить? Педагог в общении придерживается принципа «не рядом и не над детьми, а вместе», проявляет уважение к личности каждого ребенка.
Экология - наука комплексная. «Современная экология – это наука о том, как передать Природу, наш общий дом, нашим детям и внукам, чтобы им в нём было жить лучше и удобней, чем нам».
Экологическое воспитание и образование осуществляется в нескольких направлениях: непосредственно с главными участниками образовательного процесса — с детьми, на педагогическом уровне, во взаимодействии с родителями.
В работе по экологическому воспитанию детей в нашем детском саду используются различные методы и приёмы.
Экологическое воспитание и образование детей происходит через непосредственную образовательную деятельность. НОД по ознакомлению дошкольников с природой даёт возможность формировать систему элементарных знаний с учетом требований программы в определенной последовательности с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения. Разработаны и проводятся интегрированные НОД с использованием интерактивной доски, систематически проводятся целевые прогулки и экскурсии. И все-таки основным методом является наблюдение.
Начиная с ясельной группы, проводится цикл наблюдений за сезонными изменениями в природе. Ежедневно в группах оформляются дневники наблюдения за погодой, где дети отмечают погоду в течение дня.
Сейчас очень актуальна проектная деятельность. Она объединяет в себе деятельность детей, педагогов и родителей, позволяет ребёнку почувствовать себя исследователем в этой области.
Очень важную роль в воспитательно -образовательном процессе играют родители. Родители с удовольствием принимаю участие в проектах, экскурсиях, выставках.
В нашем детском саду благодаря родителям созданы ростовые фигуры «Эколят» Ёлочки, Шалуна, Умницы и Тихони. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу-воспитание человека экологически грамотного.