Проектная деятельность в работе педагога-психолога в ДОУ по методу проектной деятельности
В современных условиях одной из актуальных проблем в работе педагогов-психологов является поиск средств и методов формирования творческой личности, способной к саморазвитию, к свободному определению себя в профессии и в обществе. В связи с этим, проектная деятельность представляет значительный интерес, так как в ней соединяются исследовательские, образовательные, социально-преобразующие компоненты.
Проектная деятельность является одной из форм работы психолога в образовании. Особое место в профессиональной деятельности психолога образования занимают совместные формы работы с детьми, родителями, педагогическим коллективом и администрацией ОУ, основанные на проектной деятельности, актуальной сегодня в сфере образования.
Метод проекта – это совместная деятельность ребенка со сверстниками и взрослыми, направленная на создание реального продукта (литературное и музыкальное творчество, рукоделие и пр.), она активизирует индивидуальные способности каждого участника проекта. Проектом может быть названа только та деятельность, которая объединена единым контекстом и направлена на получение реального материального продукта (поделка, выставка, альбом и пр.).
Необходимо обозначить общие принципы проектной деятельности. Это наличие обоснованной психолого-педагогической цели; сочетание с традиционными формами и методами обучения и развития детей; активное использование детского творчества; ориентация на материально-выраженный результат.
Метод проекта позволяет реализовать следующие психолого-педагогические задачи:
- создание комфортной психологической атмосферы для каждого участника проекта с учетом его интересов, возможностей;
- создание условий для разных уровней социокультурного взаимодействия (семья, группа сверстников, самостоятельное взаимодействие со старшими детьми и взрослыми);
- реализацию потребностей каждого ребенка и вместе с тем развитие его произвольности на основе подчинения своих желаний общей цели;
- удовлетворение притязаний на успех каждого участника проекта;
- получение реального продукта в реальном времени.
Проектная деятельность в детском саду предполагает свою реализацию в таких направлениях, как:
1) содержание и способы социализации детей в группе сверстников: расширение коммуникативных возможностей детей в межличностных отношениях; формирование средств адаптации к новым социальным условиям и пр.;
2) индивидуально-психологическое развитие детей, их личностный рост: формирование индивидуально-ориентированного подхода к детям (индивидуализация педагогических стратегий); активизация творческих способностей детей и пр.
Проектная деятельность, как никакая другая, поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.
Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:
- Проблема;
- Проектирование или планирование;
- Поиск информации;
- Продукт;
- Презентация.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
View the embedded image gallery online at:
https://alenushka.kuib-obr.ru/index.php/pedagogam/stranichka-psikhologa/907-proektnaya-deyatelnost#sigProIdc12a645aa6