В работе нашего дошкольного учреждения мы определяем психолого-педагогическое сопровождение как систему профессиональной деятельности, направленную, прежде всего на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Психолого-педагогические условия реализации ФГОС ДО
- Уважение личности ребенка
- Использование форм и методов работы с детьми в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями
- Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми
- Поддержка взрослыми доброжелательного отношения детей друг к другу, взаимодействие в разных видах деятельности
- Поддержка инициативы и самостоятельности детей
- Защита от всех форм физического и психического насилия
- Поддержка родителей в воспитании и образовании детей
- Мониторинг
Целью психолого-педагогического сопровождения в нашем ДОУ является создание психолого – педагогических условий для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей, их родителей (законных представителей) и педагогических работников ДОУ.
Задачи психолого – педагогического сопровождения:
- охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- анализ социальной ситуации развития в детском саду, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения, содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата.
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Работа по обеспечению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса проводится:
- с воспитанниками;
- с воспитателями и педагогами;
- родителями.
Основные направления работы по обеспечению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса:
1. Профилактическое направление.
Здесь мы предупреждаем возникновение явлений дезадаптации воспитанников, разрабатываем конкретные рекомендации педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Это в основном происходит во время адаптационного периода, где мы знакомим родителей с организацией жизни малыша в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у ребенка культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода.
2. Диагностическое направление.
Здесь мы как бы решаем две задачи:
1. Диагностика состояния воспитания ребенка в семье. Здесь учитываются условия, в которых растет и развивается ребенок, социальное положение семьи.
2. Оценка индивидуального развития детей, которая организуется в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Это делается для индивидуализации образования (профессиональной коррекции особенностей развития ребенка) и для оптимизации работы с группой детей
3. Консультативное направление.
Помощь в решении тех проблем, с которыми обращаются участники образовательных отношений.
4. Развивающее направление.
Формирование у воспитанников потребности в новых знаниях, возможности их приобретения и реализации в деятельности и общении, учитывая 5 направлений дошкольного образования:
- социально – коммуникативное
- познавательное
- речевое
- художественно – эстетическое
- физическое
5. Коррекционное направление.
Обеспечивает коррекцию нарушения развития различных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи
6. Просветительско-образовательное направление.
Обеспечивает предоставление информации о работе ДОУ семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности.